Татарские народные куклы


Татарские народные куклы

Татарские народные куклы

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение с этнокультурным (татарским) компонентом образования детский сад №2497

Творческий проект

 «Татарская  народная безликая кукла из щепы»

 

Подготовила: воспитатель

Сафиуллина Л.Н.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта: «Татарская  народная безликая кукла из щепы».

Разработчик проекта: Сафиуллина Лидия Николаевна

Цель проекта:

- Пробудить интерес подрастающего поколения к татарской культуре и традиционной татарской народной кукле.

Задачи проекта:

  • изучение истории возникновения татарской  народной куклы из щепы;
  • изучение технологии изготовления  татарской народной куклы из щепы;
  • создание методического пособия по изготовлению татарской народной куклы;
  • изготовление обереговых и игровых сувенирных кукол;
  • воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям.

Введение

С давних времен татары и русские жили вместе на одной территории. Торговали, отмечали праздники, перенимали опыт друг друга. Тем самым, обуславливается то, что татарские народные игрушки и русские народные игрушки – очень похожи. Я родилась и выросла в селе Лопатино Нижегородской области, в основном там живут русские, рядом находится село Шубино – татарское село. В нашем селе испокон веков женщины создавали кукол для своих детей и передавали их из поколения в поколение. Куклы нельзя выкидывать, считается что кукла, сделанная своими руками, несет в себе частичку души своего создателя. Поэтому все куклы бережно складывают в сундук для будущих поколений. Традиционная татарская кукла делается из древесной щепы, лоскутов и шерстяных ниток. Голова изготавливается из лоскута с набивкой, приматываемого к щепе нитью. Далее щепу обматывают шерстяными нитками разных цветов. Концы ниток не связываются, а скручиваются. Кукле–женщине делают платье в соответствии с требованиями Шариата, которое, как говорится в Коране, «скрывает все, кроме явного». Имен татары и башкиры куклам не дают. Еще для этих игрушек характерно отсутствие нарисованных черт лица, что связано со старинными народными традициями.
«Все народные татаро-башкирские куклы делалась так, чтобы ребенок мог задействовать свою фантазию и доделать в своем воображении игрушку сам. В русском селе делались похожие куклы-скрутки, они тоже были без лица. Так почему же у народной куклы нет лица? Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Куклы-скрутки

Куклы-скрутки — замечательное наследие народной педагогики, которое с успехом может служить воспитательным задачам современности.
Образ таких кукол, конечно, условен. Но с точки зрения роли предметов-заместителей в развитии ребенка они очень важны. Кроме этого, у них есть и другие достоинства.
Во-первых, такую куклу можно сделать на глазах у ребенка в самых разных ситуациях: во время прогулки, во время поездки на электричке (из двух носовых платков), на занятии и в ходе игры.
Во-вторых, ее размеры определяются размерами скручиваемого полотна и количеством слоев обертки. Следовательно, кукольные младенцы, изготовленные таким образом, могут влезать и в спичечный коробок, и в люльку из обувной коробки, и в колыбельку натуральной величины.
В-третьих, дети довольно легко обучаются технологии изготовления кукол-скруток и могут делать их в тот момент, когда это требуется.

Кукла-скрутка — как раз та игрушка, которая непременно должна присутствовать в мини-музее детского сада. Особенно там, где воспроизводится интерьер избы. Ее законное место — в люльке (в зыбке, в колыбельке).
Но принцип скрутки можно модернизировать и создать на его основе целую галерею новых образов для разных случаев жизни. Вот так, к примеру, выглядит Дед Мороз, неизменный и желанный гость детских новогодних праздников с двадцатых годов прошедшего столетия. При некотором напряжении конструктивной мысли можно заставить скрутки стоять или передвигаться с помощью веревочек. Тогда их можно использовать в театре.

Куклы из чурбачков (щепы)

В татарских селениях использовался другой способ изготовления кукол — на основе деревянных чурбачков. Как и в случае с куклами-скрутками, изготовление их просто и позволяет создавать как куклы разных размеров, так и разные образы. Попробуем сделать куклу-невесту и куклу-жениха. Но по такому же принципу можно создать самых разных персонажей — как действующих лиц фольклорной традиции (например, свадебного обряда), так и более современные образы.

Мастер-класс по изготовлению татарской народной безликой куклы из щепы (чурбачка).

План:

  1. Подготовка чурбачка. Чурбачок изготавливается из липы, высушивается, края ровно обрезаются.
  1. Голова для куклы:

- берем чулок или носок,

- чулок набиваем ватой или обрезками ткани,

- натягиваем чулок на чурбачок,

- сверху надеваем белый платок,

- завязываем нитками.

3)  Изготавливаем руки:

      - берем лоскут материи прямоугольной формы,

      - сворачиваем  в трубочку по длине,

      - концы с двух сторон завязываем тесьмой.

4)  Делаем рубаху:

      - берем лоскут по ширине чурбачка,

      - сворачиваем пополам,

      - вырезаем отверстия для рук,

      - вставляем руки,

      - надеваем сверху на чурбачок,

      - подвязываем ниткой.

5)  Делаем юбку:

       - берем большой лоскут материи трапециевидной формы,

       - вставляем резинку,

       - надеваем на чурбачок снизу.

6)  Изготавливаем камзол:

      - берем однотонный лоскут материи, размером меньше размера рубахи,

      - делаем прорези для рук,

      - украшаем края декоративной тесьмой,

      - надеваем поверх рубахи.

 

7)  Делаем косы:

       - волосы изготавливаем из шерстяных ниток,

       - привязываем к голове,

       - заплетаем косы.

8)  На голову надеваем платок или калфак.

9) Поверх юбки можно надеть фартук.

Кукла готова!

Заключение

Кукла – это знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Традиционная татарская кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной татарской народной куклы.


Источник: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/11/11/tvorcheskiy-proekt-tatarskaya-narodnaya-bezlikaya-kukla



Татарские народные куклы

Татарские народные куклы

Татарские народные куклы

Татарские народные куклы

Татарские народные куклы

Татарские народные куклы

Татарские народные куклы

Татарские народные куклы

Татарские народные куклы

Татарские народные куклы

Татарские народные куклы

Татарские народные куклы