Трактор на гусеничном ходу

Трактор на гусеничном ходу

Трактор на гусеничном ходу

Трактор на гусеничном ходу

Трактор на гусеничном ходу

Ходовая часть гусеничных тракторов

Общие сведения. Гусеничный механизм работает в очень тяжелых условиях и, если не поддерживать его в нормальном техническом состоянии, то он может быстро выйти из строя.

В гусеничном механизме регулируют: натяжение гусениц, предварительно^ сжатие амортизационной пружины натяжного колеса, зазоры в подшипниках и продольные перемещения осей различных узлов механизма (например, кривошипной оси натяжного колеса трактора ДТ-75, осей поддерживающих роликов гусениц и др.).

При регулировке натяжения гусениц устраняют излишнее провисание свободной (верхней) ветви гусеницы. В процессе работы провисание гусеницы постепенно увеличивается из-за износа соединительных пальцев, проушин звеньев и звездочки. Большое провисание гусеницы приводит к ее раскачиванию во время движения трактора и еще большему износу шарниров. Кроме того, при расслабленной гусенице возникает опасность соскакивания ее, особенно на поворотах трактора.

Но чрезмерно большое натяжение гусеницы недопустимо, так как это вызывает рост нагрузок на детали всего механизма, а значит, и увеличение мощности на трение в подшипниках и шарнирах, котброе, в свою очередь, ведет к преждевременному выходу механизма из строя из-за износа и поломок.

Чтобы замерить величину провисания верхней свободной ветви между двумя соседними поддерживающими роликами, трактор устанавливают так, чтобы верхняя ветвь гусеницы не была натянутой (для этого трактор надо поставить на горизонтальном ровном и жестком участке после движения его передним ходом). Затем накладывают ровную планку на соединительные пальцы звеньев, расположенных над осями двух поддерживающих роликов, и замеряют линейкой наибольшее расстояние между нижней стороной планки и низшим соединительным пальцем верхней ветви гусеницы под планкой. У трактора Т-100М верхнюю ветвь поднимают ломом и замеряют наибольшую величину подъема.

Натяжение гусеницы изменяют перемещением натяжного колеса вЦеред (для увеличения натяжения) или назад (для уменьшения натяжения) по направлению продольной оси трактора. Для этой цели натяжное колесо снабжают устройством кривошипного (тракторы с эластичной подвеской) или ползункового (трактор с полу-жесткой подвеской) типа.

Регулировка предварительного сжатия амортизационной пружины имеет следующее назначение. При наезде на жесткий предмет остов трактора, а особенно натяжное колесо, испытывает удар, способный вызвать поломку. Для смягчения ударов натяжное колесо снабжейо амортизационной пружиной, при помощи которой усилие от колеса передается на остов. При столкновении с препятствием пружина сжимается, позволяя натяжному колесу несколько отодвинуться назад и смягчить тем самым удар. То же происходит и при попадании жесткого предмета между гусеницей и катками. В этом случае натяжное колесо также сдвигается назад, ослабляя натяжение гусеницы, а предмет проскакивает между гусеницей и катком.

Предварительное сжатие амортизационной пружины должно быть таким, чтобы обеспечить необходимое смягчение ударов, но не допустить большого ослабления натяжения гусеницы. Предварительное сжатие характеризуется длиной пружины в нормально сжатом состоянии. Длину замеряют на тракторе линейкой или рулеткой.

Для изменения сжатия служит регулировочная гайка или винт, вращением которых сжимают или разжимают пружину.

При движении трактора задним ходом натягивается верхняя ветвь гусеницы, передавая усилие натяжения колесу и амортизационной пружине. Под действием этого усилия пружина может сжиматься до соприкосновения ее витков. Для ограничения чрезмерно большого сжатия служит жесткий упор оси натяжного колеса, представляющий собой прилив на кривошипной оси и уголок, приклепанный к раме трактора (кривошипное натяжное устройство), или дистанционную трубу в механизме натяжения большинства ползунковых натяжных устройств. Помимо регулирования амортизационной пружины, необходимо регулярно проверять состояние ограничительного упора и очищать его от грязи. Надо следить за тем, чтобы как в устройстве для ограничения сжатия пружины, так и между витками самой пружины не застревали жесткие посторонние предметы.

Гусеничный механизм тракторов ДТ-75, Т-74, ДТ-54А. Расстояние между гусеничным полотном ‘и нижним краем планки, установленной на пальцах гусеницы над поддерживающими роликами, должно быть: для тракторов ДТ-75 и ДТ-54А: 30—50 мм; для Т-74: 40—80.

Это расстояние следует регулировать поворотом кривошипной оси натяжного колеса в такой последовательности.

Отпустить контргайку 22 (рис. 74), а гайку 23 вращать до установления нормального провисания верхней свободной ветви гусеницы. После регулирования надо проехать на тракторе несколько ^>аз назад и вперед и еще раз проверить правильность регулировки и, если потребуется, отрегулировать натяжение. Левая и правая гусеницы должны быть натянуты одинаково. Если во время регулирования окажется, что натяжное колесо занимает крайнее переднее положение и нельзя далее уменьшать провисание гусеницы, то следует удалить одно звено из гусеничной цепи и после этого установить ее нормальное натяжение.

Длина предварительно сжатой амортизационной пружины 20 у трактора ДТ-75 равна 640 мм, у Т-74 — 470— 475 мм, а у ДТ-54А — 260 мм. Для регулирования сжатия пружины вращают в соответствующую сторону гайку 21. Перед регулированием резьбовую часть винта тщательно очищают от грязи, промывают керосином и смазывают универсальной смазкой (солидолом). После регулирования рекомендуется резьбовую часть винта обмотать брезентом и закрепить сверху мягкой проволокой.

Рис. 74. Натяжное устройство гусеницы трактора ДТ-75

Ось кривошипа натяжного колеса должна свободно, без заеданий, поворачиваться вместе с натяжным колесом в своих подшипниках, что обеспечивается нормальным зазором 0,25—1,0 мм между втулкой 18 и шайбой 19. Чтобы проверить этот зазор, надо при снятой с колеса гусенице отодвинуть ломом натяжное колесо вместе с осью в сторону рамы трактора п щупом проверить зазор. Замерять его надо по окружности шайбы в трехчетырех точках.

Осевое перемещение натяжного колеса относительно кривошипа равно 0,3— 0,5 мм. Этот размер проверяют при снятой гусенице на ощупь, перемещая колесо по кривошипу ломиком. Для установления нормального осевого перемещения снимают крышку 3 с уплотнительной прокладкой, ослабляют контргайку 6 (у трактора ДТ-54А расшплинтовывают гайку) и затягивают гайку 5 до тугого вращения колеса, а затем отвертывают ее на Уз—У6 оборота и фиксируют в этом положении.

В гусеничном механизме, кроме того, регулируют осевое перемещение опорных катков. Проверка правильности регулировки заключается в следующем. Трактор приподнимают домкратом, чтобы освободить каретку от веса, затем, проворачивая каток, проверяют, нет ли заеданий в подшипниках (при необходимости каток разбирают, промывают и собирают вновь). Продольным перемещением катка проверяют осевой зазор в подшипниках, который не должен превышать 0,5 мм. Если потребуется отрегулировать продольное перемещение, каток подвергают неполной разборке для того, чтобы иметь доступ к неразъемным регулировочным прокладкам. Этой операции должно предшествовать снятие каретки с трактора. Для этого, например, у трактора ДТ-75 после разъединения гусеницы и постановки остова трактора на домкрат снимают крышку цапфы балансирной каретки, ослабляют конус в цанговой гайке, вывертывают гайку и снимают каретку с цапфы. У тракторов Т-74 и ДТ-54А в устройстве шарнира балансирной каретки нет цанговой гайки. Поэтому для снятия каретки отгибают замковую пластину с граней болтов, которыми упорная шайба прикреплена к торцу цапфы, отвертывают болты, снимают упорную шайбу, а затем и каретку.

Рис. 75. Опорный каток тракторов Т-74, ДТ-75, ДТ-54А

Чтобы снять каток (рис. 75), достаточно отогнуть замковую пластину 8 с гайки 7, отвернуть гайку 7 и съемником снять каток. Для доступа к регулировочным прокладкам 4 нужно снять корпус уплотнителя 5, отвернуть болты крепления его к балансиру 3 и подобрать комплект прокладок. Вначале весь комплект удаляют и корпус уплотнителя прикрепляют к балансиру без прокладок, благодаря чему обоймы подшипника 2 сближены настолько, что между ними нет зазора. Корпус уплотнителя обычно прикрепляют двумя диаметрально противоположными болтами, ось катков легким постукиванием медным молотком осаживают и после этого замеряют щупом зазор между корпусами балансира 3 и уплотнителя 5 в трехчетырех местах по окружности в месте расположения прокладок. Толщина этого зазора должна быть равна 1,5 мм. Если зазор меньше 1,5 мм (что бывает при изношенных подшипниках), то между корпусом уплотнителя и наружной обоймой подшипника помещают дополнительную шайбу с наружным дргаметром 100 мм, внутренним 85 мм и толщиной 1,5 мм (для тракторов Т-74 и ДТ-54А). Теперь зазор будет больше 1,5 мм, что позволяет приступить к подбору комплекта прокладок. Набор прокладок должен быть такой толщины, чтобы собранный каток при затянутых его креплениях можно было прокрутить от руки с трудом. Наибольший зазор допускается до 0,5 мм. По окончании регулировки все детали ставят на место. В такой последовательности регулируют каждый каток.

Осевое перемещение балансирной каретки у трактора Т-74 регулируют с помощью прокладок, помещенных под упорной шайбой цапфы. Осевое перемещение не должно превышать 0,5 мм. У остальных тракторов при износе кромки упорнохг шайбы до 1 мм ее можно установить другой стороной к балансиру.

Ходовая часть колесных тракторов

Общие сведения. Чтобы приспособить пропашные колесные тракторы к работе в разнообразных условиях — на транспорте и на обработке пропашных культур с различными расстояниями между рядками, на твердом грунте и на мягких, рыхлых почвах с различной влажностью, на крутых склонах и в садах, в колесных тракторах предусмотрена возможность переоборудования ходовой системы.

Для работы в разных междурядьях у колесных тракторов можно изменять ширину колеи. Кроме того, у трактора ДТ-20 можно регулировать дорожный просвет и базу. Увеличение дорожного просвета позволяет трактору обрабатывать высокостебельные культуры, а увеличение базы способствует улучшению продольной устойчивости трактора, особенно на крутых склонах. Снижение дорожного просвета, как и уменьшение базы, улучшает маневренность и проходимость трактора при работе в садах с низкой кроной плодовых деревьев.

При работе на мягких почвах с большим тяговым сопротивлением или на сильно увлажненном грунте ведущие колеса трактора могут иметь значительную пробуксовку, вызывающую потерю мощности трактора, снижение производительности агрегата, увеличенный износ шин. В связи с этим, помимо изготовления шин с крупными грунтозацепами на протекторе, предусмотрена возможность изменения сцепного веса трактора, способствующего более надеяшому сцеплению ведущих колес с почвой. Сцепной вес можно увеличить дополнительными металлическими грузами или заполнением шин водой, при эксплуатации механизма на грузоперевозки более 20 тонн, ребра для спецки укрепляют металличискими вставками. Кроме того, выпускаются тракторы с передними ведущими колесами. В последнее время тракторы оборудуют различными догружателями задних ведущих колес, позволяющими увеличивать нагрузку на эти колеса, перераспределяя вес агрегата с навесной машиной. Для уменьшения буксования ведущих колес рекомендуется снижать давление воздуха в шинах. При работе на твердом грунте давление повышают.

В таблице 20 указаны для различных тракторов и размеров шин значения давлений воздуха для камер передних и задних колес.

Таблица 20

Трактор Передние колеса Задние колеса размер покрышки давление, кГ/см2 размер покрышки давление, кГ/см3 МТЗ-5 6,0—16 1,6—1,7 11—38 или 1,2—1,3 МТЗ-5К 6,5—16 — 8,25—40 MT3-5JI МТЗ-5М МТЗ-5ЛС 6,5—20 1,7-1,9 12—38 1,0—1,1 МТЗ-5МС МТЗ-50 6,5—20 1,7 12—38 0,85—1,0 МТЗ-52 8—20 1,2 12—38 0,85—1,0 Т-40А 8—20 1,2 11—38 0,85—1,25 Т-40 6,5—16 1,7—2,0 11—38 0,85—1,25 9—42 1,4—2,0 Т-28 6,5—16 2,4-2,6 11—38 или 0,85—1,2 8,25—40 1,6—1,8 ДТ-20 4,0—16 1,8—2,0 7,0—32 0,8—0,9

Ходовая часть трактора МТЗ-5 и его модификаций. Зазор в подшипниках направляющего колеса проверяют осевым перемещением колеса, поднятого домкратом до полного отрыва его от опоры. Зазор 0,1—0,2 мм проверяют па ощупь, покачивая колесо вдоль оси, и регулируют, если осевой ход превышает 0,2 мм. Для этого снимают колпак 7 (рис. 76) ступицы, расшплинтовывают корончатую гайку 8 и затягивают гайку 6 до тугого проворачивания колеса рукой за беговую дорожку шины. Затем гайку 6 ослабляют на ?—? оборота до совпадения прорези контргайки с отверстием под шплинт в оси, зашплинтовывают гайку и ставят на место колпак. Колесо должно вращаться от руки свободно, без заеданий, и без лишнего осевого перемещения.

Колею передних и задних колес трактора можно изменять от 1200 до 1800 мм, причем для изменения колеи от 1600 до 1800 мм задние колеса меняют местами без поворачивания их.

Ступицы задних колес посажены на выступающие шлицованные концы полуосей и закреплены на шлицах при помощи конусной цанговой втулки с прорезями. Следовательно, для перемещения колеса по шлицам полуоси 2 надо отвернуть болты крепления втулок к ступице колеса и равномерной затяжкой трех демонтажных болтов при отпущенных контргайках выпрессовать втулку из ступицы. Затем втулку следует поставить в нужное место на полуоси, чтобы получить требуемую колею, на конусную поверхность втулки надеть ступицу колеса и при вывинченных демонтажных болтах соединить втулку и ступицу, затянув соединительные болты. Установив нужную колею задних колес, трактор снимают с домкрата.

Рис. 76. Ступицы колес тракторов МТЗ-5МС и MT3-5ЛC

Чтобы изменить колею передних колес, надо поставит!. домкрат под передний мост трактора, отпустить гайки болтом / (рис. 66), стягивающих концы труб, выбить из трубы фиксатор, а затем отвинтить гайку и вынуть болт левого по ходу трактора хомута поперечной рулевой тяги 3. В этом положении можно поворотный кулак левого колеса передвинуть на требуемую величину. Но надо учесть, что в новом положении отверстия в трубе и в кулаке под фиксатор, а также вырезы в трубе попереч-нои тяги и выемки в ее стержне под болт хомута должны совпасть между собой. При таком совпадении фиксатор и болты ставят на место.

Чтобы передвинуть правое колесо, надо отъединить тягу 5 от поворотного или рулевого рычага 4, отвернув гайки Крепления шарового пальца, расшплинтовать и выбить фиксатор из трубы и установить колесо, как требуется, а затем поставить на место фиксатор и стяжные болты. Для соединения тяги 5 с рычагом надо, вращая трубу при неподвижных наконечниках и отпущенных контргайках, подобрать длину тяги и поставить ее на место. При изменении колеи свыше 1500 мм трубу тяги 5 заменяют удлиненной трубой, имеющейся в комплекте оборудования трактора.

Рис. 77. Водно-воздушная муфта для заполнения шин водой

Наибольшая колея (1800 мм) передних колес получается установкой их выпуклой стороной к ступице.

Изменив первоначальную колею передних колес, регулируют их сходимость, изменяя длину поперечных тяг 3 и 5.

Сцепной вес трактора увеличивают постановкой дополнительных грузов по 70 кг на каждое ведущее колесо и заполнением ведущих колес водой до ? объема камеры. Это дает дополнительное увеличение сцепного веса на ведущие колеса в 350 кг.

В теплую погоду (не ниже +5° С) камеры заполняют водой, а при заморозках (до —32° С) — раствором хлористого кальция в воде (1 кг хлористого кальция на 3 л воды). Для приготовления раствора всю порцию хлористого кальция полностью растворяют в небольшом объеме воды, а затем доливают воду до полного объема. В камеру заливают очищенный охлажденный раствор, так как при растворении хлористого кальция в воде в результате химической реакции выделяется тепло.

Чтобы заправить камеру жидкостью, необходимо, сняв коплачок с воздушного вентиля и вынув его золотник, выпустить воздух из камеры, а затем навинтить на вентиль водно-воздушную муфту (рис. 77) с шлангом, воспользовавшись переходной соединительной гайкой 1. Свободный конец шланга нужно соединить с баком, приподнятым на 1,5 м над колесом для получения необходимого напора жидкости, находящейся в баке (рис. 78). Если требуется заправить камеру водой или раствором наполовину, колесо поворачивают, чтобы вентиль камеры находился в горизонтальном положении на уровне оси колеса. Для заполнения камеры на ? объема вентиль устанавливают, поворачивая колесо в верхнее положение.

При перетеканий жидкости из бака в камеру давление воздуха в ней постепенно повышается до такого, которое уравновешивает напор жидкости. В этом случае перетекание жидкости прекращается. Чтобы выпустить часть воздуха из камеры, уменьшив в ней давление до атмосферного, надо нажать на кнопку 3 клапана в водновоздушной муфте (рис. 77) и удерживать ее в таком положении до тех пор, пока не потечет из выпускного отверстия вентиля жидкость. В процессе наполнения так делают несколько раз. При заполнении камеры жидкость вытекает из отверстия клапана после нажатия на его кнопку. Отсоединив муфту от вентиля, вставляют золотник и накачивают в оставшийся объем камеры воздух до давления, при котором обычно работает колесо. Пака-чивают воздух и проверяют давление только при верхнем положении вентиля.

Рис. 78. Схема заполнения шин жидкостью

Для удаления жидкости из камеры вынимают золотник и поворачивают колесо вентилем вниз, но часть жидкости все равно остается в баллоне. Чтобы ее удалить, надо либо разобрать баллон, либо воспользоваться несложным приспособлением (рис. 79). Вместо золотника в вентиль камеры вставляют трубку 1 с уплотнительным кольцом 2. Трубка должна иметь длину, достаточную для удаления жидкости со дна камеры. К наружному концу трубки подсоединяют шланг насоса для подкачки воздуха в камеру. После подкачки в камеру воздуха до небольшого повышения в ней давления шланг насоса отъединяют от трубки и дают вытечь оставшейся части жидкости.

Ходовая часть трактора МТЗ-50. Суммарный зазор в конических подшипниках направляющего колеса определяют по осевому ходу колеса, который равен 0,08— 0,20 мм. Его регулируют при поднятом (на домкрате) колесе и снятом колпаке ступицы. Для регулировки рас-шплинтовывают корончатую гайку оси, завинчивают гайку до тугого вращения колеса от руки, а затем отвинчивают.ее на Vis—lh оборота, после чего шплинтуют и ставят па место защитный колпак ступицы.

Сходимость направляющих колес проверяют по расстояниям между серединами покрышек, замеренным спереди и сзади колес на уровне их оси. Размер, полученный сзади колеса, должен быть на 8—12 мм больше, чем размер спереди. При измерении колёса должны быть расположены прямолинейно.

В таком же положении регулируют сходимость изменением длины рулевых тяг, соединенных с поворотными рычагами колес. Для этой цели тяги снабжены регулировочными трубами, навинченными с обоих концов на наконечники. Ослабив с обеих сторон контргайки, вращают трубы тяг до параллельного расположения колес (сходимости нет). Затем каждую тягу удлиняют на величину, соответствующую 0,5 оборота трубы. Проверив сходимость при таком положении труб, затягивают их контргайки до отказа.

Рис. 79. Схема удаления жидкости из шин

Колею трактора можно изменять в пределах от 1200 до 1800 мм. У направляющих колес интервал изменения -колеи равен 100 мм при симметричном и 50 мм при несимметричном расположении колес. Способ изменения колеи передних колес в интервале 1200—1700 мм одинаков с изменением колеи передних колес трактора МТЗ-5МС или MT3-5JIC. Для увеличения колеи с 1700 до 1800 мм надо дополнительно перевернуть диски колес на ступицах.

У ведущих колес колею изменяют бесступенчато от 1200 до 1600 мм. Для этой цели ступицы снабжены вкладышами с червяком, вращая который колесо можно передвигать по оси. Чтобы установить нужную колею, задние колеса поднимают домкратом и ослабляют болты, крепящие вкладыши к ступицам. После регулирования болты затягивают до отказа. Для изменения колеи от 1600 до 1800 мм надо переставить колеса вместе со ступицами.

На трактор ставят шины следующих размеров: у направляющих колес 6,50—20, у ведущих: основные 12—38 и для пропашных работ в узких междурядьях 9—42. Нагрузки на колеса и соответствующие им давления воздуха в шинах указаны в таблице 21.

Таблица 21

Размер шин 6,5—20 12-38 9—42 Нагрузка на ко лесо, кГ 450 изо’ 695 485 1290 795 520 1365 840^ 555 1505 925 015 1570 965 660 1005 1040 Давление в ши нах, кГ/см2 1,4 0,8 ‘ 0.8 1,6 1,0 1,0 18 1.1 ‘ 1,1 2,0 1.3 1,3 2,4 1,4 1.4 2,7 1,5 1,6

При работе с навесными машинами и орудиями допустимо увеличение нагрузки на заднее колесо до 20%, а на переднее — до 35%. Давление воздуха в шине при этом не повышается.

Сцепной вес трактора можно изменить дополнительным грузом, прикрепляемым к дискам задних колес, или заполнить шины жидкостью: для теплого времени — водой, а для холодного — раствором хлористого кальция. Кроме того, трактор снабжен гидравлическим увеличителем сцепного веса, при помощи которого достигается автоматически рациональное распределение веса агрегата по осям трактора.

Передний ведущий мост трактора МТЗ-52. Зазор 0,18—0,40 лш в зацеплении центральной конической передачи регулируют осевым смещением ведущей конической шестерни. Эта регулировка аналогична регулировке зазора в зацеплении конических шестерен заднего моста. Под стаканом конического подшипника ведущего вала установлен комплект прокладок, изменение числа которых приводит к осевому смещению вала, а значит, и к регулировке зазора 1^зацеплепии конических шестерен. Правильно отрегулированная коническая передача должна проворачиваться свободно, без заеданий. Так же регулируют зазор 0,1—0,35 мм в зацеплении верхней конической пары и зазор 0,26—0,65 мм в редукторе конечной передачи. Последний изменяют стяжным болтом, расположенным по оси колеса. В правильно отрегулированном редукторе передача должна проворачиваться от руки (за фланец диска) туго, но без заеданий и заклиниваний. Качки и осевого смещения колеса не должно быть.

Одновременно с зазором в зацеплении конических передач регулируют зазоры в конических подшипниках передач с помощью регулировочных прокладок, помещенных под стаканами соответствующих подшипников.

Зазор в подшипниках ведущей шестерни главной конической пары должен быть 0,02—0,05 мм. При нормальной регулировке ведущая шестерня должна проворачиваться от усилия 3—7 кГ, приложенного к фланцу карданного вала в месте, расположения отверстий под болты крепления.

Зазор 0,05—0,01 мм в подшипниках дифференциала регулируют прокладками, помещенными между крышкой переднего моста и его корпусом.

В шинах передних колес размером 8—20 давление может достигать 1,2—2,5 кГ/см2, в зависимости от нагрузки на них.

Для изменения колеи от 1200 до 1600 мм на ободьях колес сделаны опоры, при помощи которых каждое колесо можно укрепить с обеих сторон. Чтобы изменить колею от 1600 до 1800 мм, колеса меняют местами.

Ходовая часть трактора Т-40. Регулируют осевое смещение направляющего колеса, сходимость направляющих колес, колею задних и передних колес, сцепной вес трактора и давление воздуха в шинах. Кроме того, перестановкой фланца оси цапфы передних колес и корпуса конечной передачи можно изменять дорожный просвет с 500 на 650 мм.

Зазор в конических подшипниках направляющих колес контролируют по осевому смещению (0,5 мм) колеса. Для проверки колесо поднимают домкратом. Регулировка заключается в затягивании корончатой гайки оси, при помощи которой подшипники поджимаются до исключения осевого перемещения. При этом колесо должно свободно вращаться от руки.

Сходимость направляющих колес регулируют изменением длины поперечных рулевых тяг так, чтобы разность расстояний между серединами колес, замеренных с передней и задней стороны на уровне оси, была от 0 до 4 мм.

Колею направляющих колес можно изменять от 1200 до 1815 мм ступенями: 1200, 1230, 1365, 1415, 1515 и 1815 мм при высоте дорожного просвета 500 мм. При другохг высоте дорожного просвета (650 мм) колею можно установить на 1200, 1335, 1385, 1485 и 1785 мм. Техника изменения колеи аналогична той же операции для трактора МТЗ-5.

Колею задних колес регулируют бесступенчато, не применяя домкрата. Это достигается благодаря винтовому сочленению обода колеса с диском. Техника регулирования колеи проста: для этого необходимо вывернуть пять болтов, фиксирующих обод на диске, а затем на низшей передаче медленно проехать вперед или назад, в зависимости от того, уменьшить или увеличить требуется колею. Вначале смещают обод относительно диска у одного колеса, а затем — у другого, повторяя в той же последовательности операции. Во время продвижения трактора рекомендуется слегка притормаяшвать нерегулируемое колесо. Для точной регулировки колеи необходимо знать, что поворот обода на Vs часть соответствует изменению колеи на 50 мм. После регулирования фиксирующие болты ставят на место и туго затягивают. Таким способом можно изменить колею от 1200 до 1500 мм.

Для увеличения колеи свыше 1500 мм необходимо поменять местами колеса так, чтобы выпуклая сторона обода была обращена в сторону трактора. При этом надо следить за тем, чтобы стрелки на шинах, указывающие направление вращения колес, совпадали с направлением вращения. При необходимости шины вместе с ободами меняют местами.

Таблица 22

Для шин размером 6,5—16 Для шин размером 11—38 Нагрузка на шину, кГ 585 640 695 740 990 1085 1170 1250 Давление в шине, кГ/см2 1,7 2;0 2,2 2,5 0,85 1,0 1,1 1,25

Дорожный просвет трактора устанавливают равным 500 и 650 мм. Первый размер соответствует нижнему положению фланца оси цапфы переднего колеса и положению конечной передачи, развернутой назад. Второй размер получается при верхнем положении фланцев передних колес и нижнем (развернутом на 36° от горизонтальной оси) положении конечной передачи.

На тракторе установлены шины следующих размеров: у направляющих колес 6,5—16 с давлением воздуха 1,7—2 кГ/см2; у ведущих 11—38 с давлением 0,85—1,25 кГ/см2 и 9—42 с давлением 1,4 кГ/см2.

Внутреннее давление в шинах регулируют в зависимости от нагрузки на каждую шину, создаваемой навесными машинами и орудиями. Нормы давления указаны в таблице 22.

Шины передних колес накачивают воздухом до давления 2,5 кГ/см2 при навешивании орудий спереди трактора.

Сцепной вес трактора изменяют наполнением камер ведущих коле^ жидкостью до 3/4 объема. В теплое время камеры заполняют водой, а в холодное (ниже +5°С) — раствором хлористого кальция (см. раздел «Ходовая часть тракторов МТЗ-5МС и MT3-5ЛC»).

В передней части иолурамы трактора сделаны две площадки для крепления бруса сельскохозяйственного орудия, навешиваемого на трактор спереди. Когда используют заднюю навеску, то на передней площадке устанавливают кронштейн с грузами ведущих колес. Это необходимо для уменьшения продольной устойчивости трактора. Эти же грузы используют для увеличения сцепного веса трактора путем крепления их к дискам ведущих колес. На каждом ведущем колесе крепят по четыре груза весом по 20 кг каждый, четыре таких же груза помещают на полураме. Конфигурация грузов одинаковая и позволяет прикреплять их как к полураме, так и к дискам ведущих колес с внутренней и с наружной сторон.

Рис. 80. Схема изменения колеи трактора ДТ-20

Передний мост трактора Т-40А. Зазор в зацеплении центральной конической передачи должен быть 0,18— 0,40 мм. Его регулируют перестановкой прокладок, расположенных под фланцами рукавов. Для изменения зазора прокладку соответствующей толщины переставляют из-под фланца одного рукава под фланец другого.

Зазор в подшипниках ведущей шестерни регулируют изменением толщины комплекта прокладок. В нормальных условиях шестерня должна свободно, без заеданий и осевого смещения, проворачиваться от руки. Стакан подшипника ведущей шестерни должен располагаться так, чтобы торец ведущей шестерни находился на одной линии с расточкой под рукава.

Амортизатор подвески регулируют при помощи шпильки, которую требуется вначале завернуть до упора, а затем отвернуть на ‘А оборота. В таком положении шпильку фиксируют контргайкой.

Ходовая часть трактора ДТ-20. Колею задних колес можно изменять от 1100 до 1400 мм ступенчато (через 50 мм), регулируя взаимное располоя^ение обода 2 со стойкой 3 (рис. 80) колеса и его диска 5. Как видно из схемы, можно подобрать шесть различных сочетаний диска и обода, дающих разные размеры колеи.

Колею передних колес меняют в соответствии с колеей задних.

Телескопическое устройство передней оси и поперечной тяги рулевого механизма аналогично такому же устройству тракторов МТЗ-5МС и MT3-5ЛC.

Несложным переоборудованием трактор перестраивают для работы в садах и огородах, где надо изменять высоту трактора, его дорожный просвет и продольную базу, чтобы лучше приспособить его к условиям работы. Высоту и дорожный просвет изменяют перестановкой картера конечной передачи и фланцев поворотных цапф передних колес. Базу трактора регулируют изменением положения картеров конечной передачи. На схеме (рис. 81) показаны очертания картера конечной передачи для трех случаев: 2 — нормальной продольной базы и дорожного просвета; 1 — укороченной базы и уменьшенного дорожного просвета (садовая модификация трактора); 3 — удлиненной базы и уменьшенного дорожного просвета. Положение б фланцев поворотных цапф передних колес соответствует уменьшенному дорожному просвету, а положение в — увеличенному.

Рис. 81. Схема изменения дорожного просвета и продольной базы трактора ДТ-20

Для перестановки картера из одного положения в другое надо подвести домкрат под задний мост трактора, снять оба ведущих колеса, переставить картеры, отвернув болты их крепления, а затем завернуть их в новом положении. В заключение следует прикрепить к своим поворотным кулакам фланцы поворотных цапф передних колес.

Давление в шинах передних колес поддерживается постоянным от 1,8 до 2 кГ/см2. В задних же колесах его можно менять сообразно с дорожными условиями. При работе на мягкой почве давление принимают от 0,85 до 0,95 кГ/см2, а на твердой почве с тяжелыми навесными орудиями и при длительной работе на транспорте — 1 — 1,2 кГ/см2.


Источник: http://sxteh.ru/mess116.htm


Трактор на гусеничном ходу

Трактор на гусеничном ходу

Трактор на гусеничном ходу

Трактор на гусеничном ходу

Трактор на гусеничном ходу

Трактор на гусеничном ходу

Трактор на гусеничном ходу

Трактор на гусеничном ходу